В настоящее время с увеличением темпов жизни все большее количество людей испытывают эмоциональные перегрузки и страдают от проявлений синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную истощенность испытывают специалисты, находящиеся в процессе постоянной коммуникации с другими людьми.

Перечисляя представителей таких профессий, прежде всего, следует назвать специалистов социальной сферы и тех, чья работа попадает под другие области определения профессии типа «человек–человек». Именно эти люди в силу специфики и альтруистичности выполняемой деятельности больше всего подвержены риску заболевания различными психосоматическими расстройствами и переживанию стрессовых реакций. На первом месте среди указанных расстройств находится синдром профессионального выгорания, который является негативным последствием, обусловленным особенностями работы, выполняемой специалистами указанной сферы.

Почему же так высок уровень профессионального (и эмоционального) выгорания у работников социальной сферы пояснил Алексей Выдыш, главный специалист территориального подразделения отдела социальной работы по Александровскому району Запорожского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

– Я не берусь судить, что уровень профессионального (и эмоционального) выгорания у социальных работников выше, чем у работников других сфер, поскольку я в других сферах не работаю, но я могу сказать, что среди работников социальной сферы действительно присутствует очень высокий уровень выгорания. И это происходит, на мой взгляд, как минимум по двум причинам. Во-первых социальный работник в своей работе постоянно сталкивается с негативными эмоциями своих клиентов. И он их вынужден принимать, так или иначе. Но принимать их – это одно, а вот справляться с ними – совсем другое. И это не так просто. Это – большая работа: нужна квалификация, нужны условия, нужны умения...

А вторая причина в том, что социальный работник работает, скажем так, с социально неблагополучными категориями населения. Их уровень ответственности за результат работы очень низкий, и поэтому работа с ними дает очень низкий процент положительного результата. Происходит так называемое «истощение» работника, впечатление как будто бы работает впустую, «вхолостую», и не получает отдачи от своего вклада. Нарушается баланс: социальный работник вкладывает очень много в саму работу, а получает очень мало от своей работы. Сюда же можно включить и низкую оплату его труда, в том числе. Это ведь тоже результат работы, ее вознаграждение, несоизмеримое со вкладом самого специалиста.